Синология.Ру

Тематический раздел


Мо Янь

莫言, Мо ЯньМо Яньнаст. имя Гуань Мо-е. 1956, дер. Гаоми пров. Шаньдун. Совр. писа­тель. В 11 лет, во времена «культурной революции», был вынужден оставить школу. В 1976 после нескольких отказов попал в НОАК, где дослужился до кадрового политработника. В армии получил образование: в 1984 стал слуша­телем Академии искусств НОАК, а затем — аспирантом Лит. ин-та им. Лу Синя. Лит. карьера началась в 1981. В 1986 был принят в СКП. В 1997 завер­шил службу в армии и стал редактором газеты. Ранние произведения писате­ля, такие как «Миньцзянь иньюэ» («Народная музыка»), написаны в традиц. реалистич. манере, повествование ведется от третьего лица. Начиная с сер. 80-х повествоват. манера писателя значительно усложняется. В 1985 внимание читателей привлекает его повесть «Тоумин ды хун лобо» («Редька, красная снаружи, прозрачная внутри»), где голос рассказчика смешивается с внутр. голосом гл. героя — деревенского мальчика, сироты, доходяги, обладающего феноменальной чуткостью восприятия природы. В 1986 в журн. «Жэньминь вэньсюэ» («Народная лит-ра») публикуется повесть «Хун гаолян» («Красный гаолян»), к-рая приносит автору нац. премию «За лучшую повесть года» и ми­ровую известность (фильм режиссера Чжан И-моу «Красный гаолян», снятый в 1988 по сценарию Мо Яня, получил премию «Оскар» как лучший иностр. фильм). В рамках небольшого по объему произв. автор сумел рассказать увлекательную историю семьи на фоне событий в 1930-х в период антияп. войны. Повествование ведется от имени внука участников описываемых событий и «монтируется» из ряда эпизодов, нарушающих линейную после­довательность событий. В 1987 выходит в свет «Хун гаолян цзяцзу» («Красный гаолян: Семейная сага»). Это цикл повестей, объединенных одним героем, что, по выражению автора, делает произведение «полноправным романом». Книга представляет собой смешение мифов и легенд с историями гротеско­вой жестокости. После «Красного гаоляна» критика стала связывать тв-во Мо Яня с «лит-рой поиска корней» (сюньгэнь вэньсюэ) и «магическим реализ­мом», получившими распространение в Китае в сер. 80-х. По признанию писателя, на его тв-во оказали влияние Ф. Рабле, П. Уайт, Г. Гарсиа Маркес и У. Фолкнер. Мо Янь — автор неск. романов, десятков повестей и множества рассказов, в т.ч. сборников «Тоумин ды хун лобо» («Редька, красная снаружи, прозрачная внутри»), «Баочжа» («Взрыв»), романов «Тяньтан суаньтай чжи гэ» («Чесночные баллады»), «Шисань бу» («Тринадцать шагов»), «Цзюго» («Вин­ное царство»), «Фэн жу фэй тунь» («Большая грудь, широкие бедра») и др. События многих его произведений происходят в дер. Гаоми. Книги писателя переведены на англ., франц., нем., итал., исп., яп., кор. и др. языки.
 
Источники:
Мо Янь вэньцзи, 12 цз. (Собр. соч. Мо Яня в 12 т.). Пекин, 2004; Mo Yan. Red Sorghum / Tr. by H. Goldblatt. N.Y., 1993; idem. The Garlic Ballads / Tr. by H. Goldblatt. N.Y., 1996; idem. The Republic of Wine / Tr. by H. Goldblatt. N.Y., 2001; idem. Big Breasts and Wide Hips / Tr. by H. Gold­blatt. N.Y, 2003.
 
Литература:
Мо Янь яньцзю цзыляо (Материалы для иссле­дования творчества Мо Яня) / Под ред. Ян Яна. Тяньцзинь, 2005; McDougall B.S., Kam L. The Literature of China in the Twentieth Century. Gosford, 1998; Yang Xiao-bin. The Chinese Postmodern: Trauma and Irony in Chinese Avant-Garde Fiction. Ann Arbor, 2002.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. – 2008. – 855 с. С. 360.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.